Как заряжать AGM аккумуляторы? 7 правил

 

В настоящем вопрос о том, как правильно заряжать AGM аккумуляторы, является актуальным. И в Интернете можно найти очень много информации на эту тему. Однако она далеко не всегда полная. К тому же нередко ключевые сведения в гайдах такого рода просто отсутствуют. А ведь если не знать многих важных моментов, можно столкнуться с тем, что аккумуляторы будут выходить из строя раньше времени, до исчерпания всего своего ресурса. В то же время нередко предоставляются сведения, которые подходят для тех, кто использует обычные свинцовые батареи. Однако для AGM такие рекомендации категорически не подходят.

Поэтому мы решили собрать материал, который будет учитывать специфику именно AGM. Дело в том, что подходить к их зарядке как к зарядке обычных не стоит.

Некоторые потребители, узнав о специфике, решают, что проще всего купить обычные аккумуляторы. Ведь AGM дороже стандартных решений. А теперь ещё и выясняется, что им требуется какой-то особый подход. Однако на практике всё не так страшно и не так сложно, как может показаться на первый взгляд. К тому же подобные устройства отлично подходят для эксплуатации в сложных условиях, что особенно актуально для отечественных реалий. Плюс при правильном подходе AGM служат дольше. То есть вложения себя окупят.

  • чего нужны все правила, которые перечисляются ниже? Следовать им необходимо, чтобы не разочароваться в аккумуляторе AGM, чтобы он действительно работал столько, сколько заявил производитель. Устройство способно служить от 7 до 10 лет (точные цифры зависят и от самой батареи, и от того, как именно вы будете ею пользоваться). Но это всё реально, если следить за таким устройством.

AGM АКБ: специфика

В первую очередь необходимо понять, как именно устроена типовая техника АКБ AGM. Это поможет понять всё остальное.

Что такое AGM? Это Absorbent Glass Mat, то есть абсорбирующий стекловолоконный мат. По факту, маты со стекловолоконными нитями пропитывают электролитом. Причём всё это находится в тесном контакте со свинцовыми пластинками.

Учтите, что у таких аккумуляторов нет геля или чего-то похожего на него. То есть электролит находится в жидком состоянии. В этом плане указанные батареи сильно напоминает стандартные, то есть традиционные.

Ключевое отличие состоит в том, что свинцовые пластины в обычной батарее погружены в электролит. Здесь же они прилегают к матам, которые пропитаны такой жидкостью.

Из этого выходит следующее:

  1. Электролита у таких батарей меньше, чем у обычных наливных.
  2. Это позволяет увеличить количество свинцовых пластин. За счёт чего площадь свинцовых изделий возрастает, а вес самой батареи становится тоже больше.

В результате можно выделить следующую специфику:

  • пониженное внутреннее сопротивление;
  • эффект памяти;
  • запас электролита будет маленьким;
  • батарея может отдавать и принимать большие токи;
  • наблюдается устойчивость к глубоким разрядам;
  • устройство оказывается чувствительным к температуре;
  • наблюдается чувствительность к перезарядам.

Не все понимают, с чего у таких устройств пониженное внутреннее сопротивление. На самом деле это непосредственно связано с увеличением площади пластин. Поэтому в каждой такой ячейке больше свинца входит в контакт с электролитом. Таким образом, возрастает сечение проводника, по которому идёт ток. А чем больше этот показатель, тем меньше сопротивляемость электрическому току.

Это же обуславливает способность отдавать-принимать большие токи. То есть чем меньше сопротивление, тем выше показатель тока, который способен проходить при одних и тех же показателях напряжения. В итоге серьёзное напряжение не выводит AGM из строя.

Кроме того, данные аккумуляторы могут отдавать пусковые токи. Такая особенность аккумуляторов стала одновременно их сильной стороной.

Важно: способность отдавать и принимать большие токи ещё не означает, что это является нормальным режимом эксплуатации такого устройства. То есть злоупотреблять такой особенностью AGM не стоит. Поэтому общее правило (чем меньше большие токи проходят через батарею, тем дольше она служит) работают и здесь. Некоторые потребители предполагают, что в отношении AGM можно сделать исключение, потому что они отличаются от остальных моделей. Однако это — заблуждение, которое способно повлечь за собой быстрый выход из строя подобной техники.

Всё вышеперечисленное справедливо и в отношении напряжения. Поэтому от разных экспериментов лучше воздержаться. Также стоит отметить, что оптимальный режим эксплуатации — это заряд умеренными токами. Так ваша батарея сможет спокойно исчерпать весь свой ресурс за отведённое ей производителем время.

Важный момент: прямая пропорция здесь не работает! Популярными являются ошибочные расчёты, когда потребители полагают, что если при токе 6А аккумулятор на 60А сможет функционировать 10 часов, то в таком случае достаточно удвоить ток, чтобы устройство проработало ещё больше. Однако эта логика в данном случае не подходит. И ресурс батареи закончится намного раньше, чем вы предполагаете.

Очень важно следить за температурой. AGM чувствительна к этому показателю. Разряжаться техника может и при отрицательной температуре, и при сильной жаре. Однако стоит учесть, что речь не идёт о каких-то экстремальных условиях. То есть для умеренного континентального климата такие АКБ вполне подойдут (а значит, для территории СНГ в целом). Однако для Заполярья нужно подбирать отдельные аккумуляторы, что является уже специальной темой.

Однако всё перечисленное выше справедливо для функционирования в режиме разряда. А вот подзарядка накладывает ограничения. Нельзя допускать перегрева такой техники. Именно поэтому такие аккумуляторы обычно устанавливают как можно дальше от мотора. Чаще всего на заводе их фиксируют в багажнике или же в салоне под сиденьями.

Вследствие этого возникает вполне закономерный вопрос: а можно ли покупать такие батареи для обычной машины, у которой аккумуляторы находятся под капотом? Всё зависит от того, какая температура у вас под капотом. Для АКБ такого типа вредна температура — 40С. Но даже при превышении указанной температуры аккумулятор не выйдет сразу же из строя. Просто указанный температурный режим для него нельзя назвать оптимальным, то есть работать он будет меньше. Однако под капотом чаще всего температура меньше. Следовательно, можно брать и устанавливать.

Не меньше вопроса вызывает работа устройства при отрицательной температуре. В этом случае стоит учитывать, что если аккумулятор AGM будет стоять при минусе разряженным, то у него меньше риска замёрзнуть, чем у обычной модели. Это связано с тем, что электролита у AGM меньше. Однако с зарядкой могут быть проблемы. В этом отношении AGM на порядок уступает обычной наливной модели.

Отдельное внимание нужно уделить такому показателю как устойчивость к глубоким разрядам. Некоторых напугали легенды о кальциевых батареях, которые способны выйти из строя после 3-4 глубоких разрядов. На самом деле это близко к истине, хотя определённая доля преувеличения всё же имеется. Однако производители отмечают, что с AGM такой проблемы нет. Глубоких разрядов эти устройства не боятся, с пластинами всё в порядке.

Дальше: чувствительность к перезарядам. Это очень важно, так как могут быть проблемы. О том, что делать, чтобы не допустить такой ситуации, будет информация несколько ниже. Сейчас же главное — уяснить, что подобный исход объективно вреден для AGM. Чтобы перезаряд произошёл, достаточно дать на клеммы АКБ повышенное напряжение. Если говорить об обычной батарее, то она в таких случаях начнёт просто кипеть. Однако в данном случае кипеть нечему. Поэтому деформируются пластины, причём необратимо. То есть устройство надо будет выбрасывать. Поэтому данный момент является для батареи объективно критичным.

.Также важно обратить внимание на эффект памяти, о котором говорилось выше. Его смысл заключается в следующем: если AGM несколько раз подряд заряжать, но не полностью, то возникнет момент, когда сделать это уже не получится.

Учтите, что всё перечисленное выше ещё не означает, что пользоваться AGM нельзя. Специфика имеется у каждой технологии. Просто в данном случае о возможных проблемных местах говорится открыто, чтобы клиенты понимали, что именно они берут и делали это осознанно. То есть никто не утверждает, что пользоваться такими устройствами невозможно.

А вот если эксплуатация будет правильной, то никаких проблем и не возникнет. Причём надо учитывать, что свои требования к использованию есть у всех батарей без исключения.

Краткий перечень правил зарядки AGM АКБ

В целом ничего сложного или же невероятного не требуется. Большая часть правил зарядки становится понятной при внимательном прочтении материала, изложенного выше. Итак:

  1. Нельзя заряжать AGM, если он замёрз.
  2. Надо использовать исключительно подходящее зарядное устройство.
  3. Напряжение заряда надо правильно подбирать.
  4. Должен быть правильный зарядный ток.
  5. Следите за температурой окружающей среды.
  6. Контролируйте температуру самой батареи.
  7. Заряд должен быть на 100%.

Все эти правила обоснованы. Они все исходят из специфики конструкции самого аккумулятора, что нетрудно понять, если внимательно изучить представленную выше информацию.

Нельзя заряжать AGM аккумулятор, если он замёрз

Это самое первое правило зарядки, которое касается исключительно тех случаев, когда батарея по разным причинам уже серьёзно заряжена. И при этом она несколько часов находилась в среде с отрицательной (минусовой) температурой. На данное правило стоит обратить внимание, поскольку такие ситуации возможны в нашей стране с учётом климатических особенностей.
Дело в том, что когда батарея полностью разряжается, то электролит становится, по сути, обычной водой. Нетрудно догадаться, что с ним происходит в таком случае. И не следует забывать, что его в AGM мало. Поэтому такие батареи и замерзать будут на порядок быстрее.

Поэтому если AGM оказалась в таких условиях, использовать стационарное зарядное устройство не следует. Для начала у вас всё равно ничего не получится, никакого положительного эффекта. Плюс есть риск, что вы серьёзно уменьшите срок эксплуатации данной модели АКБ из-за химических процессов, которые могут начаться в устройстве.

Вот почему аккумулятор сначала нужно снять с машины и поместить его в тёплое помещение хотя бы на несколько часов. Не нужно греть под капотом фены. Есть риск того, что отдельные детали перегреются и деформируются (например, свинцовые пластины). И при этом прогреть AGM полностью всё равно не удастся.

Но как понять, когда можно уже заряжать? Следите за клеммами. Если они подают признаки жизни, можно измерить напряжение (мультиметр подойдёт). Если прибор показывает хотя бы 9В, заряжайте. А вот спешка приведёт к тому, что вы потеряете ресурс батареи.

Важность подбора зарядного устройства

Нужно отметить, что производители всегда настоятельно рекомендуют использовать только оптимальное зарядное устройство. Однако стоят эти модели значительно дороже. Однако далеко не все так называемые специальные зарядки действительно подходят для AGM. Оно должно быть подходящим. Необходимо, чтобы напряжение, которое подаётся на клеммы, так или иначе ограничивалось. Плюс важен его контроль. То есть подойдёт любое автоматическое устройство со схемой стабилизации и ограничения напряжения. Но если речь идёт о модели с ручной регулировкой уровня напряжения, то и такая техника тоже будет подходящей.

Использовать зарядные дешёвые устройства нельзя. У них напряжение часто никак не контролируется, и оно может составлять 16В, а иногда и больше. Безусловно, такие показатели означают смерть аккумулятора.

То есть вам не нужно брать дорогое “специальное устройство”. Подойдёт обычное, из среднего ценового диапазона. Главное, чтобы был контроль уровня напряжения.

Следите за напряжением заряда

Выше предоставлялась общая информация. Теперь же пойдут более конкретные цифры. Итак, на каких именно отметках должно быть ограничено напряжение, чтобы с зарядкой батарей ничего не случилось? Внимательное исследование показывает, что многое зависит от температуры окружающей среды. В частности, взаимосвязь здесь прямая: чем выше такая температура, тем ниже должно быть безопасное напряжение.

При покупке AGM можно вооружиться данными от производителя или же инструкциями от него же. Как правило, там указаны все цифры, то есть ничего учить наизусть не придётся. И стоит держать их перед глазами.

При оптимальных температурных условиях напряжение должно быть в пределах 14,4 или 14,5В. Температура при этом должна быть от 20С и до 25С (разумеется, плюсовая).

Что будет, если напряжение окажется меньше? В этом случае батарея просто не зарядится до конца. Но ничего критичного не случится, хотя не стоит забывать об эффекте памяти, о котором говорилось выше. Намного больше проблем возникает, когда напряжение заряда у батареи начинает превышать норму. В таком случае аккумулятор непременно перегреется. Плюс он может начать деформироваться. В итоге вы потеряете батарею.

Вот почему нужно периодически проверять напряжение. И если оно слишком высокое, долго служить ваша батарея не будет. То есть нужно или каким-то образом снизить напряжение, или выбрать другую АКБ.

Каким должен быть зарядный ток

AGM может принимать высокие токи. Насколько — это уже зависит от линейки и от отдельно взятой модели. Обычно хорошие модели способны принимать токи, которые больше на 15% или даже на 20% от номинальной ёмкости. Но вообще такие показатели обычно пишут производители. То есть надо смотреть на документы.

Однако эти значения очень приблизительные. Многое зависит от серии. Сейчас AGM активно развивается, выпускаются варианты, способные просто поражать своими характеристиками. Именно поэтому они настолько хороши для авто с системами “старт-стоп”. Но в обычных транспортных средствах делать акцент на способности принимать большие токи не стоит. В повседневной жизни лучше всего отдавать предпочтение умеренным. Так меньше риска, да и АКБ станет служить дольше.

Безусловно, если вы сильно куда-то торопитесь, то можно воспользоваться такой способностью техники. Но главное — не забывать о том, какой предел допускает сам производительно. Никаких универсальных знаний в данном случае нет.

Если вы не хотите заряжать устройство большими токами ради экономии времени, то вы можете купить доступные в плане цен зарядные устройства. Ведь высокие показатели могут выдать исключительно дорогие модели.

Температура окружающей среды

В плане температуры окружающей среды AGM ничем не отличаются от всех остальных аккумуляторов. Оптимальный вариант для них — это диапазон между 20 и 25 градусов по Цельсию. И поскольку такие устройства чувствительны к температуре, то за нею нужно внимательно следить. Все указанные моменты обсуждались выше, включая причины такой чувствительности.

Стоит учесть, что для данной температуры оптимальное напряжение как раз и равно 14,4В. Однако что делать, если температура далека от идеала?

На самом деле ничего особо сложного тут нет. Есть базовый принцип: при повышении температуры нужно понижать напряжение. То есть при 40С напряжения достаточно на уровне 13,8В. А вот больше давать не следует, иначе будут проблемы.

И наоборот: если температура падает, напряжение нужно увеличивать. При нулевой температуре аккумулятору для зарядки потребуется 15В. А вот если температура ещё ниже, то нужно не заряжать АКБ, а отогревать. Учтите, что заряжать при морозе не советует ни один производитель.

Не все потребители понимают, стоит ли доверять узнанной информации. Если вы боитесь ошибиться, можно просто заряжать при 14,4В. Ошибкой это не будет в любом случае.

Контроль температуры AGM

Есть такая легенда среди автолюбителей о том, что при зарядке техника начинает очень сильно греться. В действительности данное явление имеет место быть, но не настолько всё серьёзно. Явление объясняется просто: мало электролитов, способных поглощать значительное количество тепла. Плюс можно для полноты картины добавить ещё и существенную площадь свинцовых пластин, которые и выделяют тепло.

Но если о батарею можно обжечься, то речь идёт о неправильном подходе к заряду. То есть такое случается, когда напряжение выше требуемого. И эта причина — единственная. Во всех остальных случаях дикого перегрева не наблюдается.

Так что если вы обнаружили, что корпус устройства сильно нагрелся, прекратите зарядку. Дальше нужно будет дождаться, пока AGM остынет. Потом нужно обратно подключить аккумулятор к устройству и убедиться, что на клеммах — напряжение на уровне нормы.

Стоит также учитывать, что небольшой нагрев вполне нормален. Как его определить? Бегать с градусником не придётся: если вы можете держать на корпусе руку без боли, то всё в порядке.

 

Заряд должен быть на 100%

Заряд должен быть полноценным. Это объясняется эффектом памяти, который описывался и объяснялся выше. То есть чтобы не столкнуться с такой проблемой, нужно постоянно заряжать аккумулятор полностью. Но если вы по какой-то причине зарядили AGM не на 100%, проследите за тем, чтобы это не повторялось. Важно не допускать такого несколько раз подряд или же слишком часто.

А вот если этого не делать, то вы столкнётесь с тем, что ёмкость батареи начнёт постоянно уменьшаться. И вам придётся всё чаще и чаще заряжать AGM. То есть полностью исчерпать ресурс батареи уже просто не получится.

Как понять, что зарядка идёт на 100%? Тут многое зависит от зарядного устройства. Если оно — автоматическое, причём довольно хорошего качества, то все данные и так будут видны. Плюс заряд автоматически прекращается, когда батарея полностью заряжена. Если же вы решили сделать выбор в пользу модели с ручным управлением, то в этом случае надо учитывать зарядный ток. Он не уменьшается при нормальном напряжении? В этом случае подождите примерно около часа, а потом можно прекращать заряд. Но проще все же купить автоматическое зарядное устройство.

Подведение итогов

Зарядка AGM может показаться сложной и проблемной исключительно на первый взгляд. В действительности же к этому процессу довольно легко привыкнуть, ничего сложного нет. Главное — контролировать напряжение и не превышать предельных значений. Если следовать этому правилу, AGM прослужит и 5, и 7, и даже 10 лет.